О доработке отечественных АС высшей группы сложности
на базе громкоговорителя 35ГД-1 (и его клонов). Продолжение.


Продолжая разговор о доработке акустической системы, возвращаю вас к предыдущей части статьи

В заключение скажу, что акустическая система после доработки из конгломерата разбросанных в пространстве, не в такт и невпопад вразнобой звучащих динамиков (типичное кашеобразное звучание отечественных трехполосных АС) превратилась в некое приближение к точечному источнику - появилась сцена, глубина, локализация - при сохранении и улучшении (в силу синфазности полос) всех достоинств трехполосной акустической системы - высокая детальность, микродинамика, певучесть, нет никакого намека на сдавленность или зажатость звучания. Передача тембров естественна, натуральна, комфортна, при длительном прослушивании не только не утомляет (как это часто случается), но возникает желание слушать еще и еще.

Проведенные несколько раз разными слушателями сравнения звучания с имеющимися акустическими системами JMLab Chorus 707 S на самом разнообразном музыкальном материале и специализированных тестовых программах к удивлению слушателей (большинство из них вовсе не склонны были отдавать предпочтение "убогой отечественной технике") показали преимущество доработанных 35АС на большей части музыкальных жанров по самым различным критериям (хотя ранее эти же АС безнадежно проигрывали). Живая музыка - вокал, скрипка, фортепиано, орган, акустическая гитара, духовые - как вместе, так и по отдельности - звучали более естественно и убедительно, проявлялись мелкие детали, которые отсутствовали или были несколько "смазаны" на JMLab (где музыка казалась чуть более упрощенной). Точно так же лучше звучали рок и хард-рок. Синтетическую электронную музыку оценивать труднее, она сама по себе уже упрощена.

Наиболее хорошо различия в характере звучания были слышны на предельно малых уровнях громкости (что возможно только поздно ночью) - здесь их сразу замечали даже неискущенные слушатели - обеспечивая субъективно равную громкость воспроизведения при подключении сравниваемых АС в параллель, доработанные АС выдавали заметно более детальный звук, например, на гитаре четко было слышны прикосновения к струнам, хотя это напрочь отсутствовало на JMLab. Это не тембральный баланс - микродинамика. Доработанные АС реагировали буквально на каждый шелест в записи, разборчивость - просто потрясающая. Конечно, отдельное спасибо за это можно сказать и усилителю Denon PMA-1500R, который использовался при сравнительных прослушиваниях.

Впрочем, обе акустические системы играли хорошо, хотя о различиях в звучании можно говорить уверенно. Тональный баланс обеих пар акустических систем в целом близкий - нейтральный, выдержанный, обе пары акустических систем играют комфортно. Проводились также исследования на розовом третьоктавном шуме по всей полосе частот (20-20), каких-то огрехов замечено не было. Впрочем, многие из читателей уже знакомы с JMLab Chorus 707 S, эта модель считается весьма музыкальной - и пока что ни разу не встречал о них дурного отзыва, хотя упоминания о них встречаются очень часто.

Небольшое замечание от себя - не ставьте эту акустику (707 S) в ближнем поле, они требут хотя бы 2-3 метра от слушателя, и желательно, в достаточно большом помещении. Из практики - ставьте их у короткой стены, как правило, такое расположение является наиболее оптимальным. Несмотря на то, что это всего лишь полочники (очень большие полочники), они настоятельно требуют больших пространств, если вы хотите оценить их звучание в полном объеме. Повышенная чувствительность этих АС приводит и к оборотной стороне достоинств - они требуют усилителя с хорошим контролем АС - низкочастотный динамик обладает очень высокой подвижностью и глубоким ходом. При проигрывании композиций "Chrono" и"Aero Dynamik" в исполнении группы "Kraftwerk" за динамик становится страшно - предлагаю владельцам этих АС попробовать, будете сильно удивлены

Возвращаясь к теме, во избежания превратного впечатления должен заметить, что разница в звучании с доработанными акустическими системами описывается на уровне ньюансов, к которым надо прислушиваться, речь шла только о лобовом сравнении, где на фоне достоинств одной пары АС оставание другой начинало казаться недостатками. Тем не менее, ни зажатой, ни смазывающей детали акустику JMLab Chorus 707 S назвать нельзя - чувствительность 92 дБ любого избавит от ощущения зажатости, а твитер с собственной резонансной частотой 950 Гц, полосой пропускания 2-28 кГц (с фильтром) и очень ровной АЧХ позволяет не потерять самое важное в музыке. Эти акустические системы имеют нейтральное звучание (несмотря на то, что это полочники, недосток нижних частот не ощущается - хотя действительно глубокий бас они, конечно же, обеспечить не в состоянии, но это уже и не типично полочный выпуклый мидбас) и обладают неплохой характеристикой импеданса (номинал - 8 Ом, минимум - 4.3 Ом, как следствие - не слишком требовательны к усилителю). Они имеют весьма приличные размеры для полочников и достаточно хорошо отрабатывают нижние частоты, без "горба", как это часто бывает у полочников. На частоте 31 гц низкочастотник уже "гуляет" по полной программе, хотя звук еще не так хорошо ощутим, как на 35АС - сказывается настройка фазоинвертора и значительно меньший обьем бокса, на 40 Гц громкость уже не слишком отличается от штатных 50 по уровню -3 дБ. Исходный корпус дорабатываемых АС имеет наибольшую толщину стенок для всей линейки 35АС, а фазоинвертор здесь наиболее редкого и интересного типа - щелевой, с выходным отверстием в нижней части корпуса. Кроме того, имеется небольшое овальное отверстие в верхней части АС, которое служит для более точной подгонки звука на нижних частотах (путем установки поролоновой заглушки при необходимости). Щелевое исполнение позволяет устранить турбулентность воздуха в раструбе - в случае круглых ФИ для этой цели дополнительно устанавливают рассекатель (который, честно говоря, не слишком-то помогает устранить призвуки от возникающих при движении воздуха завихрений).

Эксперименты с дальнейшими попытками попытаться благотворно повлиять на НЧ успехом не увенчались (нет, с НЧ было все в порядке, но отказаться от пробы я не мог :)) - после оклейки (на двухсторонний скотч) внутренних стенок тонким слоем (2 см в свободно лежащем состоянии) мягкого пушистого синтепона (войлок, подобный тому, какой установлен в JMLab найти не удалось) акустические системы выдали "ватный" звук, произошло рассогласование, нижние частоты стали мутноватыми и вялыми, бас тягучим и заторможенным, четкость и аккуратность в нижнем регистре была потеряна. В моем случае вариации с различным количеством и площадью звукопоглотителя закончились тем же, с чего и начинались - любое его количество и размещение только ухудшало звук. Впрочем, когда-то гораздо ранее, много лет назад, аналогичные попытки приводили к тому же результату - зажатый, затянутый, заторможенный и хронически отстающий бас. Большую часть синтепона убрал, пока осталось немного только в верхней части колонок, начиная с уровня СЧ-бокса, но при ближайшем походе вовнутрь :) скорее всего уберу его совсем. Естественно, не стоит напоминать, что размещать звукопоглотители непосредственно вблизи внутреннего отверстия фазоинвертора не нужно, это чревато рассогласованием ФИ.

Добавлю, что гораздо ранее (задолго до данного цикла доработок) мною был предпринят ряд мер по улучшению звука - для устранения эффекта стоячих волн внутри корпуса перпендикулярно плоскости низкочастотного динамика были установлены деревянные клинья (на эпоксидку), деревянными же клиньями была дополнительно зафиксирована и изолирована от вибраций и вторичного воспроизведения (призвуков) пластиковая труба фазоинвертора. Кроме того, при доработке на внутренних стенках были использованы дополнительные слои из материалов с различающимися характеристикам поглощения звуковых колебаний. Корпус был предельно усилен, а вторичные вибрации погашены.

PS: По прошествии некоторого времени всё-таки вынужден изменить свой вердикт - если на малой и сверхмалой громкости доработанные 35АС играют более интересно, то на предельной (для обеих АС, не для усилителя - на нём ручка только подходит к отметке "11 часов") громкости картина меняется. На JM Lab с увеличением громкости прослушивания вплоть до достижения ограничения хода мидбас-динамика (с сопутствующими ему четкими искажениями - щелчками подвеса) звуковая картина сохраняет достаточно высокую чистоту и ясность, тогда как на доработанных 35АС с увеличением громкости (до дискомфортной) звуковая картина постепенно начинает приобретать кашеобразность (и "сливает" французам по полной программе). Хотя, может быть (в чем я сильно не уверен), им нужно помещение побольше (и поглуше) и дистанция подальше. Но в наших квартирах таких огромных помещений нет.

Дополнительные сведения по JM Lab Chorus 707 S, выступившие оппонентом дорабатываемых АС:
(не путать со старой линейкой без буквы "S"!)

Модельный ряд и описание модели
Отличия серии "S"
О компании
Модель и цены




Первая часть статьи - Расчетные характеристики.

Вторая часть статьи - Фильтры.

Перейти на главную страницу.

Ссылка для обсуждения материала

Написано     08.08.2004 Написано     08.09.2004
Игорь Илларионов
(aka NEW)









Полезный софт, биосы и утилиты для владельцев видеокарт ATI Radeon (всех поколений)

ATI Radeon bios, tools & flasher (for RV200, R200, R300, R350...)   |   ATI identification tool (ATI iD) ver.5


Звукотехника:
Теория | АС | Фазировка | Характеристики | Мощность | 8 vs 4 Ом | Hi-Fi vs. Hi-End | Значение АС кабелей

Техподдержка:
Vortex2 | A3D 2.0 WaveTracing | Vortex1 | FAQ по Live | Ремонтникам | FAQ по HDD

Разгон и охлаждение, из глубины времен до недавнего прошлого :)
Celeron 800+   |   AMD XP 1700 & SpeedFan   |   Intel Pentium 4 2000 up 2920

По картам ATI Radeon и NV GeForce, часть информации уже несколько устарела :)
VideoRAM   |   Radeon setup

Общие:
Линки | Главная страница | Гостевая книга






Copyright © 2000-2004
  Игорь Илларионов (aka NEW),  
Нижний Новгород