О плюсах и минусах высоких цифр демпинг-фактора (Damping Factor)
в характеристиках усилителей НЧ.
Демпинг-фактор - это безразмерная величина, соотношение сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя.
Интереса ради промерил-посчитал выходное (внутреннее) сопротивление усилителя Denon PMA-1500R. Оно на разных частотах колеблется в пределах 1 Ом - 1.2 Ом (при малом уровне сигнала).
Правда, измерял на конце акустического кабеля, но индуктивность кабеля здесь пренебрежимо мала (~3-4 мкН), про сопротивление на контактах не говорю вовсе (хотя можно перепроверить на больших уровнях громкости, чтобы не грешить на щупы). Может быть, конечно, что-то стоит на выходе в последовательной цепочке, но вряд ли существенно меняющее эту цифру.
К слову, к расхожему штампу о необходимости низкого коэффициента демпфирования я отношусь не слишком хорошо. Тем, кто готов поспорить, предлагаю к усилителю, допустим, имеющему демпинг-фактор 100, подключить акустику через мощный резистор 1 Ом, и попробовать оценить потери в звучании Демпинг-фактор в таком случае уменьшится до 4 на 4-омной акустике и до 8 на 8-ми омной (хотя и само это деление на 8 Ом и 4 Ом акустику очень условно), послушайте и подумайте Я уж не буду говорить, что пассивные фильтры в вашей акустике сводят все это ультра-демпфирование на нет.
Сопротивление каналов выходных каскадов отнюдь не нулевое, и слишком высокие цифры демпинг-фактора говорят не столько о хорошей нагрузочносй способности, сколько о том, как этого можно добиться за счет различных ухищрений в области обратной связи и питания (искусственным путем). Будет ли лучше играть с какой-то акустикой - не говорит вовсе. Если же в низкие цифры внесло лепту параллельное подключение нескольких транзисторов на плечо, то опять же, трудно сказать, будет ли это лучше для звука (это вынужденное решение).
В годы расцвета трансформаторной ламповой техники оптимальным и достаточным коэффициентом демпфирования был 3-4. Вообще, о плюсах и минусах низкого и высокого выходного сопротивления усилителя можно долго спорить.
|